Доклад на тему: "Современные педагогические технологии на уроках информатики".

Технологии, которые мы применяем на своих уроках, невозможно разделить, их нельзя выделить - они перетекают одна в другую, их можно обозначить, но четкой грани у них не будет. Если будет грань - урок потеряет свою привлекательность, учитель не сможет реализоваться многогранно. Технологии, которые помогают мне реализоваться…

В своей педагогической практике опираюсь на принципы личностно-ориентированного обучения, что дает возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика. Изучая его личность, мне удалось повысить качество образования  ученика, помочь педагогически запущенному, а обучающемуся с ослабленным здоровьем интегрироваться в образовательный процесс. Активно использую опережающие домашние задания, индивидуальные задания, литературу, рекомендуемую преподавателями-методистами, разработки коллег. На уроках для индивидуализации обучения использую разработанные мною, а также, коллегами, более опытными педагогами, методические разработки уроков, учебно-методические пособия для обучающихся. Это позволяет мне, как учителю, проследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, способствует их эмоциональному и интеллектуальному удовлетворению. Проблема, развития познавательной активности учащихся, требует поиска нового в теории и практике, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения направленных на реализацию принципа активности в учении. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения и применения, достижений науки и передового педагогического опыта.
Целью образования является существенное повышение качества образования за счет интенсификации, дифференциации, индивидуализации процесса обучения, воспитания и развития, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся по вопросам новых технологий.
Показатели реализации личностного подхода:
Социально-психологическая готовность учащегося и ученика к вступлению в сотрудничество.
Становление ученика как субъекта отношений.
Таким образом, данный вид деятельности требует от ученика проявления определенных умений и навыков: проблематизации, целеполагания, организации и планирования деятельности, самоанализа и рефлексии, презентации, коммуникативности, толерантности. Именно эти качества помогут ученику успешно реализоваться в обществе.
Центральное место в процессе обучения занимают Здоровьесберегающие образовательные технологии
– это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, выработки личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, предмета подражания.
Здоровьесберегающая технология - это:
1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, режимом питания, сна и отдыха);
3. соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим (предусматривающий на уроках информатики не только задания, выполняемые за компьютером, но и учитывающий жизнь ребенка за пределами учебного заведения, посещение секций, кружков и пр.).
5. использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека: стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени отрицательно сказывается на суставах конечностей (ног и рук), может вызвать нарушение кровообращения в тазу; проблемы с искривлением позвоночника; сутулость; сколиоз и пр.

Воздействие электромагнитного излучения.

Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение.
Утомление глаз, нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
Перегрузка суставов кистей. Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс при потере информации. Если компьютер "зависает", в результате сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна...
Психические расстройства. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то, чего ему не хватает в жизни, не все дети любят читать книги, при просмотре TV, в сети интернет, в компьютерных играх «мечты сбываются». Ребенок самореализуется. В игре ребенок богач, силен, он, зачастую, – победитель, а в реальной жизни двоечник, неудачник, ограничен в общении (мало или совсем нет друзей), в переходном возрасте не умеет общаться с противоположным полом, что ставит «отметку» на его психике. Не умеет поддержать тему разговора, кроме как о компьютерных играх, причем часто даже не знает характеристик своего компьютера и его возможности.

Основные принципы здоровьсбережения состоят в следующем:
1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
2. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делятся на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:
Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.
Использование сюжетов сказок при изучении свойств алгоритмов, источников, приемников информации, каналов связи, операторов ветвления, цикла, иерархической структуры файловой системы. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
Использование современной ритмичной музыки, проведение игровых уроков, возможность учащемуся свободно двигаться в определенные моменты на уроке, выполняя с одной стороны задачу, поставленную учителем, а с другой, позволяющей снять психологическую и физическую усталость.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Многие учащиеся (мальчики и девочки) мечтают попробовать себя в роли учителя. Выполнив досрочно задания, они могут, с разрешения учителя, помочь в выполнении своим товарищам. Попытаться по-своему объяснить проблемы, которые возникли при решении задачи у них, найти способы совместного решения, прибегая к помощи учителя в крайнем случае.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Мотивация учащегося на успех, похвалы, иногда повышенная отметка, отметка за работу, не планируемую учителем, отметка за «поиск новой полезной» информации, за помощь с техникой и пр. – это все создает успешного ученика. Ученика – который завтра с удовольствием прийдет за новыми знаниями, за «теплом» и «комфортом», за «ласковым словом». Ученик придет к Вам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
Технологии личностно-ориентированного обучения
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Технологии развивающего обучения
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т. д. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО характер оценки учебной деятельности.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
На уроках информатики использую тестовые технологии, которые применяются мною в качестве вводного, текущего, тематического, рубежного контроля знаний учащихся. Без особых затрат времени компьютерные тесты позволяют опросить всех учеников. Решение тестовых заданий всегда интересно для обучающихся, что создает дополнительную мотивацию обучения.
Технология программированного обучения является одним из видов дистанционного обучения. Данная технология позволяет учителю руководить процессом обучения на расстоянии, дистанционно; способствует формированию у обучающихся навыков самообучения; в основе учебной деятельности — сотрудничество.
К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями, относятся: принцип активности, принцип самостоятельности, принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы, принцип мотивации; принцип связи теории с практикой, принцип эффективности.
Средства программированного обучения:
-обеспечивают возможность индивидуального подхода к ученику и дифференцируют процесс обучения;
-контролируют обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
-обеспечивают самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности ученика;
-демонстрируют визуальную учебную информацию;
-моделируют и имитируют процессы и явления;
-способствуют проведению лабораторных работ, экспериментов и опытов в условиях виртуальной реальности;
-прививают умение принимать оптимальные решения;
-повышают интерес к процессу обучения.
Правильно сформулированные цели позволяют ученикам настроить мышление на тему обучения, сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах, тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания.
Мною разработаны компьютерные тестовые программы, которые применяются мною при проведении контрольных срезов, контроля по темам, по разделам. Для получения разносторонней информации, недоступной на бумажном носителе, используется единая глобальная информационная компьютерная сеть - всемирная паутина (Word Wide Web), специализированные средства (сканеры, цифровые фото и видеокамеры, мультимедийные проекторы).
Конечно же, на уроках информатики невозможно обойтись без применения коммуникативных технологий: дискуссий, эвристических бесед. Влияние дискуссии на личностное становление ученика обуславливается её ценностно-ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности; для формирования умения взаимодействовать с другими, уважать чужое мнение.
Нестандартные формы урока - общепедагогические технологии.
На протяжении всей своей деятельности меня как педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Любой урок стараюсь составить ярко, красочно, образно, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.
Бинарный урок (уроки сочетающие математику и информатику с любыми другими предметами: историей, экологией, литературой, русским языком, иностранным языком). Мною были разработаны и проведены бинарные уроки:
«Информационные технологии при изучении принципов здорового питания» (информатика и экология), (таблицы Excel)
«Страны-франкофоны» (информатика и иностранный язык), (иностранный язык, информатика),
«Лекарственные растения» (биология и информатика), «Исследование функции и построение графика» (математика и информатика), (создание презентаций, отчеты по работам с построением графиков функций).
Интеллектуальные игры 6-9 классы «Эрудит» (информатика, физика, литература),
Термин «интеллектуальная карта», или карта знаний, был предложен Т.Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении.
Диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind map) или ассоциативная карта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Интеллект-карта является графическим выражением процесса ассоциативного мышления, отправной точкой служит центральный образ, от которого во все направления расходятся лучи. Над лучами указываются ключевые слова или рисуются образы, соединённые между собой.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
Создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи:
Четкое отслеживание санитарно – гигиенического состояния класса;(ежедневная влажная уборка всех поверхностей и пола).
Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания;
Освоение новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
Привлечение системы кружковой, внеклассной, предпрофильной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
Участие в обобщение опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой.
Работа учителя информатики невозможна без здоровьесберегающих технологий. Не случайно первым пунктом в организации урока на основе здоровьесбережения стоят обстановка и гигиенические условия. Урок информатики начинается с перемены. В нашей школе из года в год действуют простые правила: кабинет информатики после каждого урока проветривается, для повышения влажности в помещении применяется влажная уборка 1 раз в день. Такое внимание к воздушно – тепловому режиму в классе не случайно – работающие компьютеры увеличивают температуру в классе на 3-4 0С, а в последнее время наблюдается рост числа детей с аллергиями, для которых характеристики воздуха определяют ощущения комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления и т.д. При изучении темы с 5 класса объявляется конкурс работ по правилам безопасности и здоровьесбережения в кабинете информатики.
Работы получаются разные: деловые, смешные, красочные. Но результат этого урока не только в формировании навыков работы на компьютере, умении вставлять рисунки в документ. Главное обсуждение по этим плакатам затрагивает не только красочность, правильность обработки рисунка, сколько его актуальность для кабинета, для учителя, для самого ученика, для здоровья. На этом этапе формируется осознанное отношение ученика к правилам поведения, в общем, и к своему здоровью в частности. Чтобы избежать нагрузки на глаза при работе на ПК, необходимо соблюдать регламент продолжительности общения учеников с компьютером, а при объяснении материала использовать проектор, на большом экране которого демонстрировать все подготовленные аудио- и видеоматериалы. При этом не страдает зрение учащихся, а разнообразие форм работы повышает интерес к предмету, снижает утомляемость от учебной нагрузки. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенический условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%. Особенность уроков информатики - это постоянное использование компьютеров. И, несмотря на то, что продолжительность работы в среднем звене не более 20 минут, за это время глаза учащихся устают. Поэтому обязательно в конце работы нужно проводить простые и доступные упражнение для глаз. Моменты здоровьесбережения могут прослеживаться так же в тематике и содержании материалов уроков. Например, урок по изучению электронных таблиц в 9 классе «Нормы питания». Таким образом, формируется осознанное отношение учащихся к своему здоровью, сбалансированному питанию, здоровому образу жизни.
На своих уроках обязательное упражнение для глаз – посмотри в окно. Постоянно отыскивать сюжет, который был бы интересен и отвлекал на короткое время учащегося от экрана монитора.

Список литературы

1.Богатова Т. Игра в ситуации: сочетание приятного с полезным //PCWEEK RE №19, 1999
2. Воробьев Г. “Кибернетика стучится в школу”, Москва, Молодая гвардия, 1986
3. Концепция информатизации образования/ Под ред. А.П.Ершова. — М., 1988
4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта.—1989
5. http://nsportal.ru/hohrina-elena-inf